Грехи, о которых тяжелее всего говорить

Одна из самых трудных вещей – с любовью противостать тем, кто грешит. А еще тяжелее, когда речь идет лишь о возможности греха, или приближении к греху. В своей книге “Плечом к плечу” (Side by Side) Эд Уэлч предлагает некоторые практические советы, как правильно указывать другим на грех.

Тяжелее всего говорить о грехе тогда, когда он очевиден (или весьма вероятен), но человек закрывается. Перед нам встает выбор: или озвучить свои подозрения, или умолчать о них.

Не молчите из страха

Большинство людей, которые стали свидетелем греха – или даже просто подозревали о нем, - никогда не жалели о том, что заговорили с согрешившим на эту очень важную тему (при условии, что сделали это правильно). Но почти всегда жалеют о том, что промолчали.

Представьте ситуацию: два церковных лидера – мужчина и женщина – оставляют своим супругам (семьям) прощальные записки и вместе куда-то исчезают… навсегда. Церковь в шоке. Когда в этой общине постепенно стал внедряться план хорошей пасторской опеки, с дюжину человек сокрушенно признались: “Я должен был им что-нибудь сказать”. Они проанализировали, как эти два лидера общались, что они говорили  друг о друге – и теперь они жалели о своем молчании.

Когда грехи выплывают наружу – особенно те, которые разрушают брачные узы или приводят к проблемам с законом, – многие, наверное, думают: “Я должен был что-то сказать”. Однако мы предпочитаем отмахиваться от своих подозрений. Страх перед возможной гневной реакцией; миф, что помогать другим нужно только тогда, когда тебя просят; и убеждение, что нечего лезть в жизнь других, когда твоя собственная жизнь – целый букет проблем, – все это приводит нас к решению сохранить взаимоотношения с грешниками, вместо того чтобы спасать их души.

Не молчите из-за собственного гнева

Если грех был совершен против вас, гнев может стать еще большей проблемой, чем страх. Ветхий Завет так говорит по этому поводу: “Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха” (Лев. 19:17). Когда мы злы на кого-то, то – “специалисты” обсуждать грех этого человека с другими и “полные неумейки” прямо сказать об этом своему обидчику. Однако если у нас есть хоть капля смирения, мы должны понимать, что из-за своей гордости грешим точно так же, как и тот, против которого мы так восстаем. Если внутри нас постоянно клокочет гнев, значит, у нас проблемы. И мы нуждаемся в помощи других.

Ищите помощи

Когда у нас есть вопросы касательно того или иного процесса, мы обычно просим помощи. Мы – часть большой команды, а не частные врачи, поэтому должны просить помощи у этой большой команды, т.е. у других верующих. Но делать это нужно с большой осторожностью. Важно сохранять конфиденциальность. Если мы не хотим порочить чью-то репутацию, следует говорить об анонимном человеке.

Мы можем попросить помощи, например, таким образом: “Я кое-что увидел (заметил, подозреваю) и думаю, что должен поговорить об этом с кем-нибудь. Не можешь мне помочь в этом? К кому мне обратиться? Что сказать? И нужно ли вообще поднимать этот вопрос?”

Просто излагайте факты

Наша задача – не осудить и не себя показать, но просто поднести человеку зеркало, чтобы он увидел себя, какой он на самом деле есть. Мы просто говорим о том, что реально видели. Мы избегаем каких-то домыслов и даже не говорим о том, как действия согрешившего (или возможно согрешившего) разочаровывают нас или ранят наше сердце – это можно сделать в другой раз.

“Я недавно видел, как ты шла по улице с Ричем (не ее мужем). У тебя все в порядке?  Мне можно не беспокоиться?”

“Мне показалось, ты был довольно сердитым на церковном собрании. Я заметил, что после твоего выступления все хмуро молчали, словно хотели что-то тебе сказать, но боялись. Мы можем поговорить об этом?”

“Ты мне показался очень нервным сегодня утром. Когда я спросил тебя о твоих планах на предстоящий день, ты назвал это “глупым вопросом”. Что-то случилось?”

“Я много думал о нашем разговоре на днях. Когда ты говорил о Джеки, мне показалось, что ты что-то имеешь против нее. Мы можем поговорить об этом?”

“Когда мы говорили с тобою о твоем браке, ты всю вину возлагал на свою жену – мол, вся проблема в ней. И ничего не сказал о себе. Я знаю, все не так просто, как кажется со стороны, но не должны ли мы в первую очередь обнаруживать свои ошибки, прежде чем искать проблемы в своей супруге?”

Разумеется, все эти вопросы не так просто задать (для большинства из нас). Но к этому нас побуждает любовь. Каких шагов, какого отношения мы бы ожидали от того, кому бы стал известен наш грех?

Будьте готовы к возможной негативной реакции

Далеко не всегда наши попытки указать на грех воспримутся положительно. Человека могут не на шутку разозлить наши слова – и это означает, что мы, возможно, затронули главный нерв его проблемы. В подобных случаях гнев человека обычно является саморазоблачительным. Но следует также иметь в виду, что человека может очень огорчить наша бестактность, дух осуждения и самоправедности. В этом случае нам следует просить у Бога прощения и возрастать в мудрости.

Но что делать, если человек не принимает наших слов и отказывается нас слушать? Возможно, следует немного подождать. Но речь идет об очень важных вещах, чтобы отказаться от дальнейших каких-то действий. Возможно, следует спросить совета у мудрого друга или найти еще одного свидетеля греха и вместе попытаться поговорить с этим (согрешившим)  человеком (Мф. 18:15-16). Главное – руководствоваться любовью. Страх и гнев могут ослеплять нас, но любовь, пекущаяся о благе других, не позволит нам бездействовать и будет направлять наши действия.

Голос Истины по материалам блога Тима Чаллиса